Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Грамотейка"

Воспитатель высшей категории Неклюдова Светлана Андреевна.
Воспитатель высшей категории
Неклюдова Светлана Андреевна

1. Вводное занятие. Подготовительный период. (1 з.)
Теория. Знакомство с детьми. Рассказ о целях и задачах обучения по программе, знакомство спланом и расписанием на год.
Практика. Диагностика. Выявление уровня овладением чтения.Представление о предложении.
Знакомство со схемой предложения. Составление предложений по схеме. Деление предложений
– на слова, слов – на слоги.Закрепление представлений о слове. Деление слов на части.
Определение количества слогов в словах. Представление о звуке. Произнесение и распознавание на слух звуков. Представление о гласных и согласных звуках. Распознавание на слух и выделение гласных и согласных звуков из слов.
2. Гласные звуки а, о, и, ы, у, э. Буква Аа(2 з.)
Теория: Буквы А а. Знакомство со звуком а.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализация знаний детей о звуке и букве А. Закрепление зрительного образа буквы. Анализ гласного звука А. Выделение звука А из начала, середины, конца слова. Подбор слов, которые начинаются на данный звук.
Игровое задание «Добавлялки», «Плюс и минус», «Угадай слово», придумывание слов на заданный звук. Игровое задание «Запомни только те слова, которые подходят к данной схеме», отгадывание кроссворда. Игровое задание «Из слов сбежала буква А». Подчёркивание буквы А в ряду других букв и символов.Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.
Чтение букв.
3. Гласные звуки а, о, и, ы, у, э. Буква Уу (2 з.)
Теория: Закрепить понятия о гласном звуке у, букве У у.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Обобщение знаний о звуке и букве У.Выделение гласного У из ряда других звуков и слогов. Подбор слов на заданный звук. Знакомство со схемой слова и дальнейший подбор слова к соответствующей модели (схеме). Составление предложений, подсчёт слов, деление слов на слоги. Звукобуквенный анализ и синтез слов со звуком У. Игровые задания «Найти звук У в словах», «Хлопни, когда услышишь звук У в словах». Работа с моделями слов.
Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте.
Чтение букв.
4. Гласные звуки а, о, и, ы, у, э. Буква Оо (2 з.)
Теория: Закрепить понятия о гласных звуках а, о, у. Буква О о.
Характеристика звука, выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О.Закрепление зрительного образа буквы – соотнесение её с предметами круглой формы. Анализ звука О. Подбор слов со звуком О в начале, середине, в конце слова.
Выделение звука О из названий предметов, картинок, первого звука слова.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
5. Звуки [м] [м`] буква М м (2 з.)
Теория:Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква М м.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова КОТ.
Познакомить с буквой М м и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Обогащение и уточнение знаний о букве М и звуке М (МЬ). Совершенствование навыков звукового и слогового анализа.
Дифференциация гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный звук. Выделение первого звука в словах. Работа с разрезными азбуками. Закрепление образа изученных букв А, О, У, и буквы М.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
6. Звуки [с] [с`] буква С с. (2 з.)
Теория: Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква С с.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОМ.
Познакомить с буквой С с и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализация знаний детей о букве С (СЬ) и букве С. Знакомство с составлением звуковых схем слов. Закрепление и уточнение образа буквы С. Выделение звука из ряда других звуков из слов. Умение определять местоположение звуков в слове. Совершенствование навыков
чтения, звукового анализа, звукобуквенного анализа и синтеза.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
7. Звуки [х] [х`] буква Х х. ( 2 з.)
Теория:Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Х х.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЕЛ.
Познакомить с буквой Х х и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнение и обобщение знаний детей о букве Х и звуке Х (ХЬ). Деление слов на слоги, выделение слога с заданным звуком. Определение наличия звука Х в словах. Запоминание слов с заданным звуком. Работа над умением находить по звуковой линейке место звука Х в ряду других знаков слова. Составление слов из букв разрезной азбуки. Совершенствование навыков чтения, звукового анализа, звукобуквенного анализа и синтеза.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
8. Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. (1 з.)
Теория: Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать
их..Практика. Знакомство с новым приёмом анализа слова при помощи цифрового ряда. Игровые упражнения на различие гласных и согласных звуков, на отличие звуков по способу их образования. Закрепление зрительных образов изучаемых букв. Чтение слогов и слов с данными
буквами
9. Звуки [р] [р`] буква Р р(2 з.)
Теория.Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Р р.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИЛА.
Познакомить с буквой Р р и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализация знаний детей о букве Р и звуке Р (РЬ). Учить детей производить анализ звука Р. Игровые упражнения на закрепление понятия «твёрдость и мягкость звука Р». Игровые упражнения на выделения звука Р из названий предметов. Совершенствование навыков чтения.
Тренировка слуховой памяти, фонематической дифференциации и фонематического слуха.
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза, слухового анализа, чувства ритма, умения вслушиваться в стихотворную речь и выделять из неё грамматические задания.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
10. Звуки [ш] буква Ш ш(2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ш ш.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова НОС. Познакомить с буквой Ш ш и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнение и закрепление знаний о букве Ш. Подведение детей к самостоятельному анализу звука Ш.
Подбор слов на заданный звук. Закрепление навыков чтения обратных и прямых слогов, слов с изученными буквами. Умение анализировать и проговаривать изолированно каждый звук слова, выделять и дифференцировать звук Ш от акустически схожих звуков. Определение места звука в слове с использованием звуковой линейки. Развитие навыков плавного чтения. Совершенствование слогового и звукобуквенного анализа слова, звукового синтеза. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
11. Звук [ы] Буква Ы (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАРШ.
Познакомить с буквой Ы и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнение и закрепление знаний о звуке Ы. Игровые упражнения на закрепление знаний о звуке Ы, на умения выделения звука Ы из ряда звуков и слога с заданным звуком из слова. На выделение только гласного звука из односложного слова. Чтение прямых и обратных слов в занимательной форме. Совершенствование умения работать со схемами слов, звуковыми линейками, с моделями слов. Определение звука в слове. Коррекция общей моторики, зрительного и слухового внимания, голоса, фонематического слуха, слогового анализа, буквенного синтеза. Зарисовка графического образа. Чтение букв и слогов.
12. Звуки [л] [л`] Буква Л (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Л л. Характеристика звуков, звуковой анализ слова МЫЛО. Познакомить с буквой Л л и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов СА-ЛО, СА-ША из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Учить детей различать мягкое и твёрдое звучание звука, учить вставлять пропущенный звук в начало слова, в конец слова, на второе место в слове. Познакомить с обозначением твёрдых и мягких согласных при составлении звуковых схем, анализе слов.
Игровые упражнения на закрепление умения определять последовательность звуков в слове. На развитие умения заменять один звук другим так, чтобы получилось новое слово. Игры «Измени окончание слова», игра «Добавлялки», решение кроссворда. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
13. Чтение Л-Р (1 з.)
Теория. Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЛАСКА.
Практика. Чтение слогов, слов со звуками Л и Р, чтение предложений.
14.Звуки [н] [н`] Буква Н. (2 з.)
Теория.Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Н н.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗИМА.
Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУ-НА из разрезной азбуки.
Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о букве Н и звуке Н (НЬ). Закрепление навыков чтения прямых и обратных слогов, слов. Совершенствование умения вставлять пропущенный звук в начало и конец слов, выделять первый звук из слова. Деление слов на слоги. Составление звуковой схемы. Анализ звукового состава слова с выделением гласных.
Развитие чувства ритма, понимания грамматического задания из стихотворного текста. Совершенствование навыка слогового синтеза, звукового синтеза и анализа. Коррекция фонематического слуха.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов.
15.Закрепление пройденных звуков и букв. Чтение. (1 з.)
Теория. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Практика. Чтение слогов и слов с данными буквами.
16.Звуки [к] [к`] Буква К (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква К к.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
Познакомить с буквой Н н и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛУК, РАК из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Систематизировать знание детей о букве К и звуке К (КЬ).
Учить детей делать звукобуквенный анализ и синтез слов. Совершенствовать навыки чтения, умение различать на слух слоги с наличием согласных, сходных по акустическим признакам. Учить подбирать слова на заданный звук в начале слова. Изменять слова путём прибавления
звука в конце слова. Упражняться в составлении слов из слогов, звуковых схем. Развитие зрительного восприятия, внимания. Логического мышления, фонематического слуха и фонематического восприятия. Ассоциативных представлений. Коррекция звукового анализа и синтеза.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
17.Закрепление пройденных букв и звуков. (1 з.)
Теория. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их.
Практика. Чтение слогов и слов с данными буквами.
18. Звуки [т] [т`] Буква Т (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Т т.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЕЛЬ.
Познакомить с буквой Т т и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов УТКА, КОТ из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Игровые упражнения на уточнение и закрепление знаний о букве Т и звуке Т (ТЬ). Активизация детей для самостоятельного анализа звучания и артикуляции звука. Дифференциация твёрдого и мягкого вариантов звука Т. Составление слов из рассыпавшихся букв, из слогов, переставленных местами. Составление звуковой схемы слов. Коррекция тактильных ощущений звукового анализа. Развитие мелкой моторики -
конструирование буквы, прорисовывание буквы. Развитие зрительного буквенного гнозиса., зрительного внимания. Слогового чтения, логического мышления. Совершенствование фонематического слуха, звукобуквенного и слогового синтеза, общей моторики. Развитие воображения.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
19.Звук [и] Буква И (2 з.)
Теория.Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква И и.
Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛИСА.
Познакомить с буквой И и, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Практика. Обобщение и расширение знаний о
гласных звуках, их отличия от согласных, о звуке и букве И, об её роли при смягчении предыдущего согласного. Дифференциация на слух звуков И-Ы. Совершенствование навыков чтения слогов и слов, написанных в занимательной форме «по спирали». Определения места звука И в словах при помощи цифрового ряда. Составление слов на заданный звук. Знакомство с
различными водными обитателями. Коррекция зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза (кроссворд), развитие логического мышления (загадки).
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
20.Звуки [п] [п`] Буква П (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква П п.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ПИЛА.
Познакомить с буквой П п и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, составление слов ЛАМ-ПА, ШАП-КА из разрезной азбуки. Сопоставление буквы и ее графического образа. Практика. Игровые упражнения на уточнение и закрепление знаний о звуке П (ПЬ) и букве П.
Учить представлять букву, соотносить её с окружающим предметом, выделять звук П из неречевых звуков. Закрепление навыков чтения, подбор слов на заданный звук. Развитие умения различать мягкость и твёрдость звучания звука. Определение места звука П в слове при помощи
цифрового ряда. Закрепление темы транспорт. Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, слуховой памяти. Коррекция звукового и слогового анализа и синтеза.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
21. Звуки [з] [з`] Буква З (2 з.)
Теория.Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква З з.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОРОЗ.
Познакомить с буквой З з и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Игровые упражнения на систематизацию знаний детей о букве З и звуке З (ЗЬ). Ориентация детей на самостоятельный артикуляционный и акустический анализ звука. Определение звука при помощи звукового ряда. Составление слов из рассыпных слогов, из букв.
Стоящих не по порядку. Работа над предложением. Занимательное чтение (чтение слов, написанных по верёвочке). Закрепление знаний по теме «Насекомые». Развитие слухового внимания. Навыков плавного чтения, логического мышления, предметного гнозиса. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза (кроссворд), развитие логического мышления (загадки).
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов.
22. Звук [й`] Буква Й (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Й й.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МАШИНА. Познакомить с буквой Й и звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Систематизация знаний о звуке Й, о букве Й. Знакомство с характеристикой звука.
Подбор детьми слов со звуком Й в разных позициях. Составление звуковой схемы слов. Подбор недостающего фрагмента к букве Й из ряда других элементов. Выделение на слух звука Й из слов. Составление слов из врисованных букв; из букв разрезной азбуки. Добавление последнего
звука в слова. Подбор слов-действий (глаголов).
Коррекция звукового анализа, слухового внимания; фонематического слуха. Совершенствование навыков чтения, зрительного буквенного гнозиса, звукобуквенного анализа. Развитие мышления
(классификация), обогащение словарного запаса.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
23. Чтение И - И, ЫЙ - ИЙ. (1 з.)
Теория. Закрепить ранее изученные буквы.
Практика. Характеристика звуков, звуковой анализ слова СИНИЙ.
Чтение слогов, слов с буквами Ы - Й, чтение предложений.
24. Звуки [г] [г`] Буква Г (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Г г.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова КНИГА. Познакомить с буквой Г г и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах,
распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове.
Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализировать знания детей о букве Г и звуке Г(ГЬ). Совершенствование навыков
анализа написания буквы Г, акустического и артикуляционного анализа звука Г(ГЬ). Подбор слов на заданный звук. Составление слов из рассыпавшихся слогов. Чтение «по ступенькам». Запоминание начальных двух звуков каждого слова, составление нового слова. Решение кроссворда. Дополнение предложений словами на выбор, в которых есть звук Г. Развивать обшую моторику, фонематический слух, слоговой и звукобуквен-ный анализ и синтез,
зрительное восприятие, навыки слогового чтения. Развивать умение находить слово с заданным звуком.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
25. Парные С-З, Г-К. (1 з.)
Теория. Закрепить ранее изученные буквы.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ГАЛКА .
Практика. Чтение слогов, слов со звуками С, З, Г, К, чтение предложений. Обобщение знаний
детей о глухих и звонких согласных звуках. Выделение звуков Г и К из названий картинок. Подбор пропущенной буквы, чтение слов. Работа по определению места звуков К и Г в слове. Деление слов на слоги, выделение только слога, где есть Г или К. Составление слов из рассыпавшихся букв.
Звукобуквенный анализ - учить детей на слух выделять сходные звуки из слов, анализировать их место в структуре слова. Замена Г на К с тем, чтобы получилось новое слово. Чтение слов, написанных «по спирали». Коррекция фонематического слуха, фонематического восприятия. Развитие слогового анализа, зрительного гнозиса, слухового внимания, логического мышления.
Игровые упражнения на различение изолированных звуков С - З, а также - в слогах, в словах.
Закрепление навыка самостоятельного анализа и сравнения звуков. Выделение заданного звука из слова, из названия картинок. Деление слов на слоги. Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение слоговых рядов, слов, предложений. Работа над составлением предложений. Определение положения звуков С и З на цифровом ряду.
26. Звуки и буквы В в, Д д, Б б, Ж ж(6 з.)
26.1. Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква В в.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ВАЗА.
Познакомить с буквой В в и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение звука и буквы, печатание слов ВОЗ, ИВА в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о букве В и звуке В (ВЬ) по твёрдости – мягкости произношения. Чтение слогов, договаривание до целого слова. Чтение слов, написанных буквами разного наклона, цвета, размера. Деление слов на слоги в игре сдвижением.
Подбор букв, пропущенных из слова. Решение кроссворда.
Развитие слухового внимания, ассоциативного мышления, фонематического слуха, тактильных ощущений. Коррекция зрительного восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
26.2. Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Д д.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ДЫМ. Познакомить с буквой Д д и звуками, которые она обозначает. Распознавание звука, соотнесение
звука и буквы, печатание слов ДОМ, Дима в тетради. Сопоставление буквы и ее графического образа. Практика. Знакомить детей и закреплять знания о букве Д и звуке Д (Дь). Самостоятельный акустический и артикуляционный анализ звука, сопоставление звука по твердости и
мягкости звучания. Поиск стилизованных под предметы букв на картинке. Анализ буквы Д, сравнение буквы с похожими по написанию. Составление слон из вриеованных друг в друга букв; из рассыпанных букв; из слогов. Чтение слоговой таблицы, слов, предложений. Решение кроссворда. Определение места звука Д (Дь) в словах при помощи цифрового ряда. Добавление первого пропущенного звука в слова. Развивать зрительное внимание, слуховое внимание, буквенный гнозис, звукобуквенный анализ,
синтез, фонематический слух, память. Развивать слоговой анализ и синтез, навыки чтения.
Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
26.3. Теория Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Б б.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ЗУБ.
Познакомить с буквой Б б и звуками, которые она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. систематизация знаний о букве Б и звуке Б (Бь). Совместный анализ звука. Работа по поиску врисованной буквы, помещению ее в слова. Чтение слогов, слов, коротких предложений. Составление звуковой схемы слов. Деление слов на слоги, выделение только слога с Б (Бь). Слияние слогов в разнообразные слова. Определение места звука Б (Бь) в слове при
помощи цифрового ряда, называние «соседей » звука. Работа над предложением: составление, анализ слов в нем. Подбор определения к существительному. Коррекция зрительного буквенного гнозиса, развитие навыков чтения, звуко-буквенного синтеза и анализа; слогового анализа, слухового внимания. Развитие фонематического восприятия,
связной речи. Зарисовка графического образа.
Чтение букв и слогов, слов, предложений.
26.4.Теория Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ж ж.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова МОЛОКО.
Познакомить с буквой Ж ж и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализация знаний детей о звуке и букве Ж. Активизация детей к
самостоятельному анализу звука и буквы. Определение положения звука Ж в словах при помощи звуковых линеек. Выделение слов со звуком Ж из ряда слов с акустически похожими звуками. Чтение слогов и слов предложений, слов написанных «по спирали». Составление слов из звуков, находящихся в разных словах в определённой последовательности. Закрепление умения составлять и анализировать предложения. Развивать фонематический слух, слуховое внимание, звукобуквенный анализ, звуковой синтез,
связную речь. Улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка при помощи книжек – пожеланий от животных.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
26.5-6. Чтение В в, Д д, Бб, Ж ж
Теория. Закрепить ранее изученные буквы. Характеристика звуков. Звуковой анализ слова . Практика. Чтение слогов, слов со звуками В в, Д д, Бб, Ж ж. Чтение предложений.
27. Йотированные гласные Е, Ё, Ю, Я
27.1.Гласный звук [е]. Буква Е е. (1 з.)
Теория.Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Е е.
Характеристика звука, звуковой анализ слова ЛЕС.
Познакомить с буквой Е е, звуками, который она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Обобщение и уточнение знаний детей о букве Е. Закрепление образа буквы конструирование; стилизация буквы). Чтение слогов, составление слов. Составление звуковой схемы слова. Чтение слов из врисованных букв, составление с ними предложений. Работа по
разрезным азбукам. Чтение слов, написанных «по спирали». Закрепление знаний о том, что Е смягчает предыдущий согласный звук. Развитие слогового синтеза слов. Совершенствование навыков плавного чтения, навыков конструирования. Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания, звукобуквенного анализа и синтеза, зрительного буквенного и предметного гнозиса, речи.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
27.2. Гласный звук [ё]. Буква Ё ё. (1 з.)
Теория.Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ё ё .Характеристика звука. Познакомить с буквой Ё ё, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о букве Е. о ее роли при смягчении согласных. Анализ сходства и различия буквы Ё с похожими по написанию буквами. Составление звуковых схем слов. Разгадывание кроссворда; ребусов, деление отгадок на слоги. Чтение слов из стилизованных букв; «по веревочке». Развивать звуковой анализ и синтез, буквенный гнозис, логическое мышление, фонематический
слух, фонематическое восприятие. Совершенствовать навыки чтения.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
27.3. Гласный звук [ю]. Буква Ю ю. (1 з.)
Теория.Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.Характеристика звука.
Познакомить с буквой Ю ю, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Обобщить и систематизировать знания детей о букве Ю. Работать над подбором пропущенной буквы Ю в словах. Учить производить сопоставление слон, отличающихся одним звуком. Совершенствовать навыки конструирования буквы Ю, умения анализировать ее элементы. Работать над составлением слов из врисованных друг в друга букв; из «рассыпавшихся» букв. Подбирать слова, где Ю находится в слове в разных позициях. Совершенствовать навыки чтения; учить составлять предложения, обогащать лексику детей словами по теме «Цирк».
Развивать зрительный буквенный гнозис, фонематическое восприятие, слуховое внимание, слоговой анализ и мелкую моторику.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
27.4. Гласный звук [я]. Буква Я я. (1 з.)
Теория.Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Я я.
Характеристика звука, звуковой анализ слова РЕБЯТА.
Познакомить с буквой Я я, звуками, которые она обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнить роль буквы Я при смягчении предыдущего согласного. Представление Я как буквы, слога и слова. Подбор слов, начинающихся на Я. Составление предложений. Деление слов на слоги. Чтение слов и предложений; слогов, договаривание до целого слова. Работа со
словами с пропущенными буквами А или Я. Решение ребусов. Анализ предложения, изменение его состава в сторону уменьшения.
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа, слухового внимания. Коррекция двигательной активности, внимания, логического мышления. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
28. Мягкий знак Ь. (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ь.
Характеристика звука, звуковой анализ слова КОНЬ.
Познакомить с буквой Ь, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Уточнение и систематизация знаний детей о букве Ь. Подбор слов, в составе которых есть Ь. Выделение на слух слов с мягким знаком в середине и в конце. Чтение слов, спрятанных в предметы. Изменение формы глагола. Поиск глаголов в ряду других слой. Составление звуковых схем. Узнавание буквы Ь на «зашумленном фоне» и среди букв, врисованных друг в
друга.
Повторение материала о букве Ь, о роли Ь при смягчении предыдущего согласного звука. Составление звуковых схем на материале отгаданных слов. Отбор слов при наличии в них Ь. Поиск предметов, в названии которых есть мягкий знак. Добавление буквы Ь к концу слова.
Выделение второго по счету звука из слов, синтез их в новое слово
Коррекция зрительного гнозиса, слуховой памяти, фонематического слуха. Развитие звукового анализа, буквенного анализа. Развитие слухового внимания, логического мышления, чувства стихотворного ритма, навыков чтения.
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
29. Звуки [ч`] Буква Ч ч. (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ч ч.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова ОЧКИ.
Познакомить с буквой Ч ч и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализация знаний детей о звуке Ч и букве Ч. Учить детей вслушиваться в речевые и неречевые звуки. Анализировать звук Ч. Упражнять детей в составлении слов путем добавления недостающей части слова, в подборе слов с определенным звуком. Учить детей выделять звук Ч из названия предметной картинки; выделять слог из состава слова со звуком Ч. Читать деформированные предложения, уметь выделять слова в предложении по порядку Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
30. Звук [э] Буква Э э. (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Э э. Характеристика звука. Познакомить с буквой Э э, звуком, который она обозначает. Выделение звука в словах, распознавание звука, соотнесение звука и буквы, определение места звука в слове. Сопоставление буквы и ее графического образа. Практика. Уточнение и закрепление знаний детей о букве Э. о ее роли при смягчении согласных. Анализ сходства и различия буквы Э с похожими по написанию буквами. Составление звуковых схем слов. Разгадывание кроссворда; ребусов, деление отгадок на слоги.
Чтение слов из стилизованных букв; «по веревочке». Развивать звуковой анализ и синтез, буквенный гнозис, логическое мышление, фонематический
слух, фонематическое восприятие. Совершенствовать навыки чтения
Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
31. Звуки [ц] Буква Ц ц. (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ц ц.
Характеристика звуков, звуковой анализ слова СОЛНЦЕ.
Познакомить с буквой Ц ц и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализировать знания детей о звуке и букве Ц. Закрепить зрительный образ буквы Ц. Анализировать согласный звук Ц. Закрепление навыка деления слов на слоги, совершенствование умения анализировать слово по звуковому составу. Развитие навыков слогового анализа. Совершенствование навыка чтения. Развитие умения составлять
предложения. Развитие зрительного буквенного гнозиса (узнавание) и звукобуквенного синтеза.
Коррекция памяти, слухового внимания, фонематического восприятия, связной речи, мелкой моторики. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
32.Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф. (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ф ф.
Познакомить с буквой Ф ф и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализация знаний детей о звук Ф(Фь), букве Ф. Подбор слов на данный звук. Развитие навыков конструирования. Развитие умения выделять слова из предложения. Работа по цифровому ряду. Определение местоположения звука в слове. Решение кроссворда. Прочтение
деформированных предложений. Развитие зрительного буквенного гнозиса (узнавания). Совершенствование навыков чтения слов, предложений; буквенного и слогового синтеза, звукобуквенного анализа. Развитие логического мышления, мелкой моторики, творчества, фонематического слуха. Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений.
33. Звуки [щ`] Буква Щ щ. (2 з.)
Теория. Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Щ щ.
Познакомить с буквой Щ щ и звуками, которые она обозначает. Соотнесение звука и буквы. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Актуализация знаний детей о звуке Щ и букве Щ. Учить детей вслушиваться в речевые и неречевые звуки. Анализировать звук Щ. Упражнять детей в составлении слов путем добавления недостающей части слова, в подборе слов с определенным звуком. Учить детей
выделять звук Щ из названия предметной картинки; выделять слог из состава слова со звуком Щ. Читать деформированные предложения, уметь выделять слова в предложении по порядку, закреплять Зарисовка графического образа. Чтение слогов, слов, предложений.
34. Твердый знак Ъ, Ъ-Ь. (2 з.)
Теория.Закрепить понятия о гласных и согласных звуках. Буква Ъ Характеристика звука, звуковой анализ слова КНИГА. Познакомить с буквой Ъ, тем, что она звука не обозначает. Сопоставление буквы и ее графического образа.
Практика. Зарисовка графического образа.
Чтение слогов, слов, предложений.
35. Чтение текстов, задания по карточкам (2 з.)
Теория. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Практика. Чтение слогов и слов, предложений
36.Итоговое. (1 з.)
Теория. Характеристика звуков и букв, умение узнавать буквы и дописывать их. Чтение слогов и слов, предложений. Практика. Обобщение и закрепление знаний по изученным темам с элементами праздника.

Программа занятий

  • Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его развитие, формирование общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств.
    Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Она направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей.
    Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве(А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин).Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности.
    Играми со звуками и буквами поддерживается у детей стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством поддержания интереса детей к чтению являются именно игровые технологии. Отличительные особенности программы заключаются в использования на занятиях игровых технологий.
    Игровые технологии позволяют:
    • поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;
    • создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
    • вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства,
    потребности, интересы;
    • позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
    • доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в
    самостоятельной деятельности,
    • повышают уровень развития познавательной активности и творческих
    способностей.
    Таким образом, исходя из актуальности использования игровых технологий во время занятий, разработана Программа «Грамотейка».
     

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie